22.11.2022
«Физическое развитие» в современных условиях ДОУ
В современных условиях все ускоряющегося
темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье
становится одним из основных условий успешности любого человека. Здоровье и
развитие тесно взаимосвязаны, именно поэтому возрастает роль детского сада во
всестороннем развитии детей.
Именно в
дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия
формируется здоровье, привычка к ЗОЖ, общая выносливость, работоспособность
организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.
Физическая культура перестает
восприниматься как узкая дисциплина, становясь неотъемлемой составляющей
общечеловеческой культуры, что также актуально, поскольку сегодня акцент с
формирования знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры ребенка.
Физическая культура
является одним из факторов укрепления здоровья человека.
С 1 января
Стандартизация ДО предполагает в своей основе модернизацию и совершенствование
системы дошкольного образования, где в основе лежат условия направленные на
развитие личностного потенциала ребенка. Давайте рассмотрим этот документ лишь
в одном направлении образовательной работы с детьми – это «Физическое
развитие».
ФГОС регулирует отношения в сфере образования между их участниками: родитель,
ребенок, педагог и сейчас появился учредитель). Семья рассматривается как
соучастник образовательного процесса, как полноправный участник
образовательного процесса. ФГОС впервые дето центрирован, т. е. направлен на
ребенка. Поэтому образовательную работу по «Физическому развитию» строим с
учетом потребности детей и заказов родителей.
Стандарт утверждает основные принципы образования.
В стандарте также определены цели и задачи дошкольного образования.
Задачи
охраны и укрепления
физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия;
•
обеспечения равных возможностей полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места
проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических
особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
•
формирования общей культуры личности воспитанников,
развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
•
формирования социокультурной среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям
детей;
•
обеспечения психолого-педагогической поддержки
семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны
и укрепления здоровья детей;
Содержание Программы должно обеспечивать
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывать следующие образовательные
области. Одной, из которых, является «Физическое развитие».
•
социально‑коммуникативное развитие;
•
познавательное развитие;
•
речевое развитие;
•
художественно‑эстетическое развитие;
•
физическое развитие.
Образовательная область «Физическое
развитие» включает приобретение
опыта в следующих видах поведения детей:
•
двигательном, в том числе, связанном с выполнением
упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация
и гибкость
•
способствующих правильному формированию
опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации
движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не
наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие
прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых
видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
•
становление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере;
•
овладение элементарными нормами и правилами
здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.)
Стандарт дает нам конкретизированные виды детского поведения и какой
опыт они должны приобретать в них.
Конкретное содержание
образовательной области «Физическое развитие» зависит от возраста детей и
должно реализовываться в определённых видах деятельности:
•
в младенческом возрасте и в раннем возрасте это
двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
•
для детей дошкольного возраста это игровая и
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка, а также
музыкально-ритмические движения.
Мониторинг в процессе педагогического
наблюдения только для внутреннего пользования, о чем в Стандарте четко
прописано:
« IV. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы дошкольного образования
4.3. Целевые ориентиры не подлежат
непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики
(мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с
реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки
соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.»
Поэтому
педагог проводит мониторинг по «Физическому развитию» воспитанников на начало и
конец года с тем, чтобы выстроить индивидуальную траекторию образовательной
работы в этом направлении с каждым ребенком и проследить динамику развития.
В Стандарте прописаны требования к результатам освоения Программы – это
целевые ориентиры.
•
представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных
достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования
•
целевые
ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей.
Целевых ориентиров воспитанник может
достигнуть, а может, и нет в силу своих индивидуальных особенностей развития.
Поэтому они не могут служить оценкой всего качества образовании, в том числе и
«Физического развития» ребенка.
Целевые ориентиры не могут
служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
•
аттестацию педагогических кадров;
•
оценку качества образования;
•
оценку как итогового, так и промежуточного
уровня развития воспитанников, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в
форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или
иных методов измерения результативности детей);
•
оценку выполнения муниципального
(государственного) задания посредством их включения в показатели качества
выполнения задания;
•
распределение стимулирующего фонда оплаты
труда работников Организации.
Целевые
ориентиры – это социально-нормативные возрастные характеристики ребенка на
следующих этапах:
•
к началу дошкольного возраста (к 3 годам)
•
к завершению дошкольного образования (к 7-8 годам)
Рассмотрим целевые ориентиры на каждом этапе выделяя
те характеристики, которые тесно связаны с «Физическим
развитием» воспитанников.
К началу дошкольного возраста (к 3 годам):
•
ребенок интересуется окружающими предметами и
активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и
другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий;
•
использует специфические, культурно фиксированные
предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчёски,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками
самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
•
владеет активной и пассивной речью, включённой
в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
знает названия окружающих предметов и игрушек;
•
стремится к общению со взрослыми и активно
подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;
•
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за
их действиями и подражает им;
•
ребенок обладает интересом к стихам, песням и
сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; проявляет эмоциональный
отклик на различные произведения культуры и искусства;
•
у ребёнка развита крупная моторика, он
стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и
пр.).
К завершению дошкольного образования (к 7-8 годам):
•
ребёнок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности – игре, общении, конструировании и др.; способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности;
•
ребёнок обладает установкой положительного
отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного
достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
•
ребёнок обладает развитым воображением,
которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего, в игре;
ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
•
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью,
может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения
своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации
общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки
грамотности;
•
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика;
он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои
движения и управлять ими;
•
ребёнок способен к волевым усилиям, может
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
•
ребёнок проявляет любознательность, задаёт
вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о
себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
Из выше рассмотренного вытекает вывод:
образовательная область «Физическое развитие» интегрируется с другими областями
Стандарта.
В ДОУ в системе проводится работа
по реализации образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с
запросами общества и государства.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 22.11.2022
Дата обновления: 22.11.2022
Дата публикации: 22.11.2022