Основная образовательная программа
Описание образовательной программы
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МБДОУ
ДЕТСКИЙ САД «Ромашка»
Возрастные и
индивидуальные особенности детей.
Основная
образовательная программа МБДОУ детского сада «Ромашка» охватывает возраст
детей от 2 до 7 лет.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в
различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
·
создание условий развития
ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе
сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам
деятельности;
·
на создание развивающей
образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации
и индивидуализации детей.
Строится основная образовательная программа на Примерных
программах, утвержденных Минобрнаукой РФ:
- Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез 2015год.
Содержание Программы охватывает следующие образовательные
области:
- социально-коммуникативное развитие;
-познавательное
развитие;
- речевое развитие;
-художественно-эстетическое
развитие;
-физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности
к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения
и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в
Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания; развитие
воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о
себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и
покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений
о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и
праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие
речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой,
понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование
звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам
художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности
детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает
приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том
числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких
физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия,
координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений
(ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных
представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с
правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными
нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
Виды деятельности
в ДОУ для детей дошкольного возраста.
Игровая,
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и
экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и
фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на
улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули,
бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка,
аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных
произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских
музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка
Содержание Программы
отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного
возраста:
- предметно-пространственная
развивающая образовательная среда;
- характер взаимодействия
со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к
себе самому.
Образовательная программа МБДОУ Детский сада «Ромашка»
включает следующие разделы:
1. Целевой:
К целевым ориентирам
дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические
характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования:
-ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в
разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать
себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает
способность к воплощению разнообразных замыслов;
- ребёнок
уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к
другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать
конфликты;
-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется
в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению,
творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре.
Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в
том числе игровую и учебную;
-творческие способности ребёнка также проявляются в
рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может
фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и
может выражать свои мысли и желания;
- у ребёнка развита
крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять
ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из
различных материалов и т. п.;
-ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности,
преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
Ребёнок может
следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности,
во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения
и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы,
касающиеся близких и далёких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными
связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и
культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской
литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы,
естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки
грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений,
опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
2. Содержательный раздел
определяет общее содержание основной образовательной программы,
обеспечивающее полноценное развитие детей с учётом их возрастных и
индивидуальных особенностей, и раскрывает задачи:
– формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье,
малой и большой родине;
– формирование основ собственной безопасности и безопасности окружающего
мира (в быту, социуме, природе);
– овладение элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в
социуме на основе первичных ценностно-моральных представлений о том, «что такое
хорошо и что такое плохо»;
– овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в
питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и
др.);
– развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства
(словесного, музыкального, изобразительного), мира природы.
Содержание образовательной работы обеспечивает развитие первичных
представлений:
– о себе, других людях, социальных нормах и культурных традициях общения,
объектах окружающего мира (предметах, явлениях, отношениях);
– о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете,
размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
– о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,
многообразии культур стран и народов мира.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений:
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс
ознакомления с региональными особенностями Республики Буртия в частности
Бичурский район с. Новосретенка.
Основной целью работы является
формирование целостных представлений о родном крае через решение следующих
задач:
· приобщение к истории возникновения родного села, поселка; знакомство со
знаменитыми земляками и людьми, прославившими Бичурский район
· формирование представлений о достопримечательностях родного района, села;
его государственных символах.
· воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
· формирование и развитие познавательного интереса к народному творчеству и
миру ремесел в родном районе, селе,
· формирование представлений о животном и растительном мире родного края; о
Красной книге Бурятии.
· ознакомление с картой Бурятии, Бичурского района;
3. Организационный раздел
Включает:
– характеристику жизнедеятельности детей в группах, включая распорядок
и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий;
– особенности работы в четырёх основных образовательных областях в разных
видах деятельности и/или культурных практиках;
– особенности организации предметно-пространственной развивающей среды;
– особенности взаимодействия педагогического коллектива с
семьями воспитанников:
В основу
совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный
подход к каждой семье;
- равно
ответственность родителей и педагогов.
На сегодняшний день в
ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников
с семьями воспитанников.
Цель взаимодействия
специалистов дошкольного учреждения и семьи в обеспечении разносторонней
поддержки социокультурного и воспитательного потенциала и семьи на стадиях её
формирования и жизнедеятельности.
Помощь
родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для
всей последующей жизни человека.
Соблюдение комплекса
психолого-педагогических условий:
- поддержка эмоциональных сил ребёнка в процессе его
взаимодействия с семьёй, осознание ценности семьи как «эмоционального тыла» для
ребёнка;
- учёт в содержании общения с родителями разнородного
характера социокультурных потребностей и интересов;
- нацеленность содержания общения с родителями на
укрепление детско-родительских отношений;
- сочетание комплекса форм сотрудничества с методами
активизации и развития педагогической рефлексии родителей;
- практическая направленность психолого-педагогических
технологий сотрудничества с семьями на овладение родителями разными видами
контакта и общения с ребёнком (вербального, невербального, игрового).
Система взаимодействия с родителями включает:
· ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских
собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
· ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на
физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
· участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий,
работы родительского комитета
· целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание
в его разных формах;
· обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в
разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и
открытых занятиях.